МАОУ гимназия № 32
Проект учеников 10 классов

Рекомендации по проектной деятельности

ПРОЕКТ — это «ШЕСТЬ П»:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт работы
Презентация
 
Шестое «П» проекта — это портфолио проекта, т. е. проектная папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе планы, отчёты, фото и другие необходимые материалы.

 

 

 

Классификация проектов

Практико – ориентированный проект нацелен на решение социальных задач. Эти проекты отличает чётко обозначенный  с самого начала результат деятельности участников, который может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна – от учебного пособия в кабинет школы до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России.

 Исследовательский  проект  по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей  её проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

 Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте ил явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. Выходом проекта может быть   публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет.

 Творческий  проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, видеофильмы и др.

 Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью создания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта может быть открытым до самого его окончания. Например, чем завершится историческое  судебное  заседание? Будет завершён конфликт или заключён договор?

 

Словарь стихотворений. Авторы Александра Добровольская, Валерия Бабкова

 Пир у верховного существа
Однажды Верховное Существо вздумало задать великий пир в своих лазоревых
чертогах.
Все добродетели были им позваны в гости. Одни добродетели… мужчин он не
приглашал… одних только дам.
Собралось их очень много — великих и малых. Малые добродетели были
приятнее и любезнее великих; но все казались довольными и вежливо
разговаривали между собою, как приличествует близким родственникам и
знакомым.
Но вот Верховное Существо заметило двух прекрасных дам, которые, казалось,
вовсе не были знакомы друг с дружкой.
Хозяин взял за руку одну из этих дам и подвел ее к другой.
«Благодетельность!» — сказал он, указав на первую.
«Благодарность!» — прибавил он, указав на вторую.
Обе добродетели несказанно удивились: с тех пор как свет стоял — а стоял он
давно, — они встречались в первый раз!


Словарь
Верховное Существо – Создатель, Творец, божество, Бог.
Пир - многолюдное угощенье, большой званый обед, ужин.
Лазоревый – лазурный - имеющий цвет лазури; светло-синий. Цвет неба.
Чертог - большое, пышное, великолепно убранное помещение, великолепное
здание, дворец.
Добродетель – положительное нравственное качество или поведение человека,
отсутствие греха и порока. Направленность разума и воли человека к добру.
Благодарность – чувство признательности за сделанное добро, проявление
морального принципа справедливости в человеческих отношениях.
Благодетельность – то благодетельный – спасительный, полезный.


Нимфы
Я стоял перед цепью красивых гор, раскинутых полукругом; молодой зеленый
лес покрывал их сверху донизу.
Прозрачно синело над ними южное небо; солнце с вышины играло лучами;
внизу, полузакрытые травою, болтали проворные ручьи.
И вспомнилось мне старинное сказание о том, как, в первый век по рождестве
Христове, один греческий корабль плыл по Эгейскому морю.
Час был полуденный… Стояла тихая погода. И вдруг, в высоте, над головою
кормчего, кто-то явственно произнес:
— Когда ты будешь плыть мимо острова, воззови громким голосом: «Умер
Великий Пан!»
Кормчий удивился… испугался. Но когда корабль побежал мимо острова, он
послушался, он воззвал:
— Умер Великий Пан!
И тотчас же, в ответ на его клик, по всему протяжению берега (а остров был
необитаем) раздались громкие рыданья, стоны, протяжные, жалостные
возгласы:
— Умер! Умер Великий Пан!
Мне вспомнилось это сказание…, и странная мысль посетила меня. «Что, если и
я кликну клич?»
Но в виду окружавшего меня ликования я не мог подумать о смерти — и что
было во мне силы закричал:
— Воскрес! Воскрес Великий Пан!
И тотчас же — о чудо! — в ответ на мое восклицание по всему широкому
полукружию зеленых гор прокатился дружный хохот, поднялся радостный
говор и плеск. «Он воскрес! Пан воскрес!» — шумели молодые голоса. Всё там
впереди внезапно засмеялось, ярче солнца в вышине, игривее ручьев,
болтавших под травою. Послышался торопливый топот легких шагов, сквозь
зеленую чащу замелькала мраморная белизна волнистых туник, живая алость
обнаженных тел… То нимфы, нимфы, дриады, вакханки бежали с высот в
равнину…
Они разом показались по всем опушкам. Локоны вьются по божественным
головам, стройные руки поднимают венки и тимпаны — и смех, сверкающий,
олимпийский смех бежит и катится вместе с ними…
Впереди несется богиня. Она выше и прекраснее всех, — колчан за плечами, в
руках лук, на поднятых кудрях серебристый серп луны…
Диана, это — ты?
Но вдруг богиня остановилась… и тотчас, вслед за нею, остановились все
нимфы. Звонкий смех замер. Я видел, как лицо внезапно онемевшей богини
покрылось смертельной бледностью; я видел, как опустились и повисли ее руки,
как окаменели ноги, как невыразимый ужас разверз ее уста, расширил глаза,
устремленные вдаль… Что она увидала? Куда глядела она?
Я обернулся в ту сторону, куда она глядела…
На самом краю неба, за низкой чертою полей, горел огненной точкой золотой
крест на белой колокольне христианской церкви… Этот крест увидала богиня.
Я услышал за собою неровный, длинный вздох, подобный трепетанию
лопнувшей струны, — и когда я обернулся снова, уже от нимф не осталось
следа… Широкий лес зеленел по-прежнему, — и только местами сквозь частую
сеть ветвей виднелись, таяли клочки чего-то белого. Были ли то туники нимф,
поднимался ли пар со дна долин — не знаю.
Но как мне было жаль исчезнувших богинь!


Словарь
Пан - бог греческой мифологии, покровителе стад и пастбищ, а позднее — всей
природы.
Ко́рмчий — устаревшее производное от слова «корма». Обозначает «человека,
стоящего у руля».
Клич - восклицание, громкий зов, призыв.
Нимфы - мифологические божества, населяющие моря, реки, долины, леса.
Дриады — в древнегреческой мифологии нимфы (божества) деревьев,
обитающие в лесах и рощах.
Вакханка - в древнегреческой мифологии спутницы и почитательницы Диониса
(Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства,
виноделия).
Тимпаны - ударный музыкальный инструмент: разновидность медных тарелок
или небольшой литавры.
Колча́н — снаряжение для метательного оружия, особая сумка-чехол, в которой
носились стрелы или болты.
Серп луны – полумесяц.
Диана - в Риме богиня растительного и животного мира, охоты, женственности
и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны.
Туни́ка — одежда в форме мешка с отверстием для головы и рук, обычно
покрывавшая все тело от плеч до бёдер.

NECESSITAS, VIS, LIBERTAS
Барельеф
Высокая костлявая старуха с железным лицом и неподвижно-тупым взором
идет большими шагами и сухою, как палка, рукою толкает перед собой другую
женщину.
Женщина эта огромного росту, могучая, дебелая, с мышцами, как у Геркулеса, с
крохотной головкой на бычачьей шее — и слепая — в свою очередь толкает
небольшую, худенькую девочку.
У одной этой девочки зрячие глаза; она упирается, оборачивается назад,
поднимает тонкие, красивые руки; ее оживленное лицо выражает нетерпенье и
отвагу... Она не хочет слушаться, она не хочет идти, куда ее толкают... и
все-таки должна повиноваться и идти.
Necessitas, Vis, Libertas.
Кому угодно — пусть переводит.


Словарь
NECESSITAS, VIS, LIBERTAS - Необходимость, Сила, Свобода (лат.).
Барельеф — это разновидность скульптуры, в которой часть выпуклой
композиции выступает над основным фоном менее, чем на половину объема.
Дебелый - тучный, полный, упитанный.
Геркулес (Геракл) - сын Зевса и Алкмены. С самого рождения демонстрировал
необыкновенную физическую силу.
Бычачья шея – мощная, широкая.


ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ
Мы были когда-то короткими, близкими друзьями... Но настал недобрый миг —
и мы расстались, как враги.
Прошло много лет... И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что он
безнадежно болен — и желает видеться со мною.
Я отправился к нему, вошел в его комнату... Взоры наши встретились.
Я едва узнал его. Боже! что с ним сделал недуг!
Желтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в
одной, нарочно изрезанной рубахе... Он не мог сносить давление самого легкого
платья. Порывисто протянул он мне страшно худую, словно обглоданную руку,
усиленно прошептал несколько невнятных слов — привет ли то был, упрек ли,
кто знает?
Изможденная грудь заколыхалась — и на съёженные зрачки загоревшихся глаз
скатились две скупые, страдальческие слезинки.
Сердце во мне упало... Я сел на стул возле него — и, опустив невольно взоры
перед тем ужасом и безобразием, также протянул руку.
Но мне почудилось, что не его рука взялась за мою.
Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина.
Длинный покров облекает ее с ног до головы. Никуда не смотрят ее глубокие
бледные глаза; ничего не говорят ее бледные строгие губы...Эта женщина
соединила наши руки... Она навсегда примирила нас.
Да... Смерть нас примирила.


Словарь
Взоры – взгляды
Недуг – болезнь
Сносить – то же, что и износить ( обувь )
Порывисто – резко, стремительно
Съеженные – скорченный, сморщенный
Скупой – жадный ( в данном контексте маленькие слезинки )
Изможденный – крайне изнуренный, истомленный
Почудилось – показалось
Облекать – быть одетым во что-либо


СФИНКС
Изжелта-серый, сверху рыхлый, испо́днизу твердый, скрыпучий песок... песок
без конца, куда ни взглянешь!
И над этой песчаной пустыней, над этим морем мертвого праха высится
громадная голова египетского сфинкса.
Что хотят сказать эти крупные, выпяченные губы, эти
неподвижно-расширенные, вздернутые ноздри — и эти глаза, эти длинные,
полусонные, полувнимательные глаза под двойной дугой высоких бровей?
А что-то хотят сказать они! Они даже говорят — но один лишь Эдип умеет
разрешить загадку и понять их безмолвную речь.
Ба! Да я узнаю эти черты... в них уже нет ничего египетского. Белый низкий
лоб, выдающиеся скулы, нос короткий и прямой, красивый белозубый рот,
мягкий ус и бородка курчавая — и эти широко расставленные небольшие
глаза... а на голове шапка волос, рассеченная пробором... Да это ты, Карп,
Сидор, Семен, ярославский, рязанский мужичок, соотчич мой, русская
косточка! Давно ли попал ты в сфинксы?
Или и ты тоже что-то хочешь сказать? Да, и ты тоже — сфинкс.
И глаза твои — эти бесцветные, но глубокие глаза говорят тоже... И так же
безмолвны и загадочны их речи.
Только где твой Эдип?
Увы! не довольно надеть мурмолку, чтобы сделаться твоим Эдипом, о
всероссийский сфинкс!


Словарь
Прах – пыль
Сфинкс – ( в данном контексте ) каменное изваяние лежащего льва с
человеческой головой.
Эдип – имя главного героя одного древнегреческой мифа. Здесь упоминается
потому, что одним из его ипытаний было разгадать загадку Сфинкса.
Курчавая бородка – кудрявая бородка
Соотчич – человек, происходящий из той же страны, имеющий то же отчество,
что и у другого ( сородич )
Мурмолка – головной убор, высокая шапка с плоским верхом, смеховыми
лопастями в виде отворотов
Безмолвный – молчаливый
Исподнизу – снизу
Выпяченный – выдвинутый, выпирающий


МИЛОСТЫНЯ
Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной
человек.
Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь,
ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями;
непокрытая голова падала на грудь... Он изнемогал.
Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл
лицо обеими руками — и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на
сухую, седую пыль.
Он вспоминал...
Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат — и как он здоровье
истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... И вот теперь у него
нет куска хлеба — и все его покинули, друзья еще раньше врагов... Неужели ж
ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце
и стыдно.
А слезы всё капали да капали, пестря седую пыль.
Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову —
и увидал перед собою незнакомца.
Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор
пронзительный, но не злой.
— Ты всё свое богатство роздал, — послышался ровный голос... — Но ведь ты
не жалеешь о том, что добро делал?
— Не жалею, — ответил со вздохом старик, — только вот умираю я теперь.
— И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, —
продолжал незнакомец, — не над кем было бы тебе показать свою добродетель,
не мог бы ты упражняться в ней?
Старик ничего не ответил — и задумался.
— Так и ты теперь не гордись, бедняк, — заговорил опять незнакомец, —
ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность
показать на деле, что они добры.
Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез; а вдали на
дороге показался прохожий.
Старик подошел к нему — и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с
суровым видом и не дал ничего.
Но за ним шел другой — и тот подал старику малую милостыню.
И старик купил себе на данные гроши хлеба — и сладок показался ему
выпрошенный кусок — и не было стыда у него на сердце, а напротив: его
осенила тихая радость.

Словарь
Волочиться – тащиться, тянуться по земле
Лохмотья – клочья, крайне ветхая, изорванная одежда
Изнемогать – ослабевать
Облокотиться – опереться
Милостыня – подаяние нищему
Пестреть – становиться состоящим из разноцветных пятен
Взор – взгляд
Пронзительный – резкий, острый, пристальный
Нищий – очень бедный, неимущий
Добродетель – высокая нравственность
Встрепенуться – прийти в движение, внезапно вздрогнуть
Гроши – историческая денежная единица различных государств и стран ( в
настоящее время сохранился только в Польше )
Осенять – озарять, пронзать

Вывод
Иван Сергеевич Тургенев – один из классиков русской литературы, внесший
наиболее значительный вклад в ее развитие во второй половине 19 века.
В нашей работе вы могли четко проследить, что в своем творчестве Иван
Сергеевич раскрывает тему русской интеллигенции и крестьянского быта. Его
стихотворения в прозе выступают итогом размышления самого писателя о
жизни, искусстве, литературе и религии.
В своих стихотворениях автор ставит, решает самые сложные и разнообразные
социальные, нравственные и эстетические проблемы. Эти стихотворения в
прозе собрали в себе необычайную гамму человеческих чувств! Кажется, что
все эмоции собрались в работах Ивана Сергеевича, причем, каждое
стихотворение Тургенева, читающий поймет по-своему. Каждый человек найдет
на любом этапе своей жизни подходящее стихотворение и сделает нужные для
себя выводы.