МАОУ гимназия № 32
Проект учеников 10 классов

Рекомендации по проектной деятельности

ПРОЕКТ — это «ШЕСТЬ П»:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт работы
Презентация
 
Шестое «П» проекта — это портфолио проекта, т. е. проектная папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе планы, отчёты, фото и другие необходимые материалы.

 

 

 

Классификация проектов

Практико – ориентированный проект нацелен на решение социальных задач. Эти проекты отличает чётко обозначенный  с самого начала результат деятельности участников, который может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна – от учебного пособия в кабинет школы до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России.

 Исследовательский  проект  по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей  её проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

 Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте ил явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. Выходом проекта может быть   публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет.

 Творческий  проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, видеофильмы и др.

 Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью создания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта может быть открытым до самого его окончания. Например, чем завершится историческое  судебное  заседание? Будет завершён конфликт или заключён договор?

 

Внутренний монолог в стихотворениях в прозе И.С.Тургенева

Внутренний диалог как ведущий лирический мотив в «Стихотворениях в прозе»

 

Лексические и грамматические особенности диалога в стихотворении «Старуха» (1878).

Читая стихотворение за стихотворением, мы обнаруживаем, что автор «выдает свое присутствие» в произведении через внутренний диалог. Так в миниатюре «Старуха» образ женщины-старухи, с одной стороны, символизирует смерть, с другой - как будто толкает к размышлениям: «Ах! -думаю я. -Эта старуха - моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку!» «Не уйти! Не уйти! Что за сумасшествие? Надо попытаться». «Стой! ... Обману ж я ее! Не пойду я никуда!» Диалогичность подчеркивают вопросительные предложения, направленные к себе, и ответы самому себе, а также чередование личного местоимения «я»: «думаю я», «я оглядываюсь», «я чувствую» и глаголов повелительного наклонения: «стой». Наивысшее напряжение чувств: страха, отчаяния, ошеломления лирического героя передается именно через внутренний диалог. Он организует сюжет, подчеркивает страшный образ старухи-смерти. Смерть безжалостна, как безжалостно быстротечное время.

Поэтому мысли лирического героя опережают движения, чувства ужаса нарастают: глаголы будущего времени сменяются глаголами настоящего времени. Именно глагол «Стой!» очерчивает границу между жизнью и смертью.

Обобщение переживаний человека в стихотворении «Собака» (1878)

В стихотворении «Собака» начальное указание на внутренний диалог передает личное местоимение «я»: «Нас двое в комнате: собака моя и я»; «я тоже гляжу ей в глаза». Личное переживание лирического героя и состояния собаки сливаются воедино: «Мы тождественны…» И человек, и животное равны перед смертью: «Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горит огонек?» Через метафору передается лиричность не только личных переживаний героя, но и обобщенных переживаний человека. По-другому передается подобное состояние лирического героя в одноименном стихотворении И.А.Бунина «Собака»:

Вздыхая, ты свернулась потеплей

У ног моих - и думаешь... Мы сами

Томим себя - тоской иных полей,

Иных пустынь... за пермскими горами.

В отличие от тургеневской миниатюры в стихотворении Бунина чувства лирического героя - монолог-размышление: «Я человек: как Бог, я обречен / Познать тоску всех стран и всех времен». Одно из свойств «Стихотворений в прозе», которое передается во внутреннем диалоге, - частное переживание становится поводом для обобщений : «... В животном и человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой».

Афористичность стихотворения «Простота» (1881)

Внутренний диалог в стихотворении «Простота» с первой строки подчеркивают обращения: «Простота! Простота!» и завершает предложение глаголом в повелительном наклонении: «... не забывай...». Все стихотворение - диалог – разрушенное устойчивое сочетание, выделяется самое значимое для автора слово: простота (Ср.: «Святая простота» и «Простота! Простота! Тебя зовут святою...». В структуре простого предложения встречаем антитезу с отрицанием: «Святость - не человеческое дело», подчеркивающую сложность жизненных сплетений.

Лиричность и проникновенность миниатюры «Куропатки» (1882)

Риторические вопросы и восклицания усиливают лиричность и проникновенность в стихотворении «Куропатки»: «Чем это я заслужил? За что наказан? Я, именно я? Это несправедливо, несправедливо!» Всплеск эмоций во внутреннем диалоге передается в начале миниатюры. Сравнивая себя с подстреленной умирающей куропаткой, писатель повторяет: «... Это несправедливо!» И только последняя строка выражает смирение перед смертью: «Лежи, больное существо, пока смерть тебя сыщет» (глагол повелительного наклонения). Всплеск чувств сменяется их спадом.

Диалог без авторских ремарок. «Попался под колесо» (1882)

В более ранних стихотворениях внутренний диалог сопровождался ремарками лирического героя. В стихотворении «Попался под колесо» диалог без авторских ремарок совпадает с внутренним диалогом, который подчеркивает драматизм повествования. Жизнь человека - «скрип надломленного дерева» - противопоставлена плеску ручья. В миниатюре прослеживается спад эмоций, невозможность управлять ими и Временем, когда человек «попал под колесо» смерти. Кроме этого, в данном произведении голос лирического героя совпадает с голосом автора-повествователя.

III. Заключение

Таким образом, исследуя «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева, мы пришли к следующим выводам, что внутренний диалог в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева» является ведущим лирическим мотивом.

Он ведет повествование, участвует в создании образов.

Это сквозной мотив, выражающий чувства беспомощности, растерянности человека в мире - как перед личными бедами, так и всеобщими законами б

Он представляет переживания лирического героя, которые постепенно нарастают в стихотворениях раннего периода.

Внутренний диалог показывает спад переживаний в последних миниатюрах: мы слышим личные переживания автора, связанные и с торжеством жизни над смертью, и с беспомощностью человека перед смертью в глубоко личных произведениях.

Мария Бирюк

Алена Шитова