Внутренний диалог как ведущий лирический мотив в «Стихотворениях в прозе»
Лексические и грамматические особенности диалога в стихотворении «Старуха» (1878).
Читая стихотворение за стихотворением, мы обнаруживаем, что автор «выдает свое присутствие» в произведении через внутренний диалог. Так в миниатюре «Старуха» образ женщины-старухи, с одной стороны, символизирует смерть, с другой - как будто толкает к размышлениям: «Ах! -думаю я. -Эта старуха - моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку!» «Не уйти! Не уйти! Что за сумасшествие? Надо попытаться». «Стой! ... Обману ж я ее! Не пойду я никуда!» Диалогичность подчеркивают вопросительные предложения, направленные к себе, и ответы самому себе, а также чередование личного местоимения «я»: «думаю я», «я оглядываюсь», «я чувствую» и глаголов повелительного наклонения: «стой». Наивысшее напряжение чувств: страха, отчаяния, ошеломления лирического героя передается именно через внутренний диалог. Он организует сюжет, подчеркивает страшный образ старухи-смерти. Смерть безжалостна, как безжалостно быстротечное время.
Поэтому мысли лирического героя опережают движения, чувства ужаса нарастают: глаголы будущего времени сменяются глаголами настоящего времени. Именно глагол «Стой!» очерчивает границу между жизнью и смертью.
Обобщение переживаний человека в стихотворении «Собака» (1878)
В стихотворении «Собака» начальное указание на внутренний диалог передает личное местоимение «я»: «Нас двое в комнате: собака моя и я»; «я тоже гляжу ей в глаза». Личное переживание лирического героя и состояния собаки сливаются воедино: «Мы тождественны…» И человек, и животное равны перед смертью: «Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горит огонек?» Через метафору передается лиричность не только личных переживаний героя, но и обобщенных переживаний человека. По-другому передается подобное состояние лирического героя в одноименном стихотворении И.А.Бунина «Собака»:
Вздыхая, ты свернулась потеплей
У ног моих - и думаешь... Мы сами
Томим себя - тоской иных полей,
Иных пустынь... за пермскими горами.
В отличие от тургеневской миниатюры в стихотворении Бунина чувства лирического героя - монолог-размышление: «Я человек: как Бог, я обречен / Познать тоску всех стран и всех времен». Одно из свойств «Стихотворений в прозе», которое передается во внутреннем диалоге, - частное переживание становится поводом для обобщений : «... В животном и человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой».
Афористичность стихотворения «Простота» (1881)
Внутренний диалог в стихотворении «Простота» с первой строки подчеркивают обращения: «Простота! Простота!» и завершает предложение глаголом в повелительном наклонении: «... не забывай...». Все стихотворение - диалог – разрушенное устойчивое сочетание, выделяется самое значимое для автора слово: простота (Ср.: «Святая простота» и «Простота! Простота! Тебя зовут святою...». В структуре простого предложения встречаем антитезу с отрицанием: «Святость - не человеческое дело», подчеркивающую сложность жизненных сплетений.
Лиричность и проникновенность миниатюры «Куропатки» (1882)
Риторические вопросы и восклицания усиливают лиричность и проникновенность в стихотворении «Куропатки»: «Чем это я заслужил? За что наказан? Я, именно я? Это несправедливо, несправедливо!» Всплеск эмоций во внутреннем диалоге передается в начале миниатюры. Сравнивая себя с подстреленной умирающей куропаткой, писатель повторяет: «... Это несправедливо!» И только последняя строка выражает смирение перед смертью: «Лежи, больное существо, пока смерть тебя сыщет» (глагол повелительного наклонения). Всплеск чувств сменяется их спадом.
Диалог без авторских ремарок. «Попался под колесо» (1882)
В более ранних стихотворениях внутренний диалог сопровождался ремарками лирического героя. В стихотворении «Попался под колесо» диалог без авторских ремарок совпадает с внутренним диалогом, который подчеркивает драматизм повествования. Жизнь человека - «скрип надломленного дерева» - противопоставлена плеску ручья. В миниатюре прослеживается спад эмоций, невозможность управлять ими и Временем, когда человек «попал под колесо» смерти. Кроме этого, в данном произведении голос лирического героя совпадает с голосом автора-повествователя.
III. Заключение
Таким образом, исследуя «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева, мы пришли к следующим выводам, что внутренний диалог в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева» является ведущим лирическим мотивом.
Он ведет повествование, участвует в создании образов.
Это сквозной мотив, выражающий чувства беспомощности, растерянности человека в мире - как перед личными бедами, так и всеобщими законами б
Он представляет переживания лирического героя, которые постепенно нарастают в стихотворениях раннего периода.
Внутренний диалог показывает спад переживаний в последних миниатюрах: мы слышим личные переживания автора, связанные и с торжеством жизни над смертью, и с беспомощностью человека перед смертью в глубоко личных произведениях.
Мария Бирюк
Алена Шитова
Поделиться с друзьями: